Направление основной дороги

Каждая из этих дорог и будет основной (базисной) дорогой рассматриваемого района тяготения, учитывая, что административные центры обычно одновременно являются и важнейшими на данной территории экономическими центрами. Выбрав направление основной дороги, определяют значение угла, устанавливающего оптимальные границы района тяготения к каждому из этих направлений. Целесообразность включения той или иной грузообразующей точки в рассматриваемый район тяготения может быть установлена с помощью расчетов. Затем наносят на карту воздушные направления административной сети и границы районов тяготения, начиная с наиболее важной из дорог, уточняют эти направления. По этим расчетам находим координаты основной (базисной) дороги как равнодействующей системы сил на плоскости, при этом координаты грузообразующих точек соответственно по оси абсцисс и ординат; знак абсциссы укажет на расположение равнодействующей по отношению к оси ординат. За начало координат принять грузопоглощающую точку для данной группы грузообразующих точек. Она же будет и началом равнодействующей системы этих сил. Ось ординат целесообразно принять по желательному направлению основной (базисной) дороги. Направление равнодействующей может быть найдено и графическим путем с применением метода силовых и веревочных многоугольников.

Совпадение их при этом полное, если при графическом методе откладывать работу, а не количество грузов. Задаваясь направлением дороги административного значения в предположении, что она одновременно будет и основной (базисной) дорогой рассматриваемого района тяготения, следует тщательно изучить взаиморасположение грузообразующих точек как между собой, так и по отношению к грузопоглощающему центру.