Окно принципа

Принцип: Способствовать обучению путем принятия установки, при которой в центре внимания находится сам участник. На протяжении всего процесса стратегических перемен в реальном времени мы анализируем каждый модуль, вид деятельности и точку выбора через призму психологической установки, при которой внимание сосредоточено на участниках.

Принятие решений подобного рода основывается на трех базовых убеждениях.

Первое из них состоит в том, что мы упорно работаем с целью убедиться, что, каковы бы ни были сведения, приобретаемые нами в процессе передачи информации, все они являются полезными. В этом процессе нет места лекциям, которые можно условно назвать «преподаватель говорит» — таким, где только выступающий перед аудиторией человек знает ответы на все вопросы.

Цель создания общей базы данных на начальном этапе подобных собраний больших групп заключается в том, чтобы каждый из присутствующих в помещении имел в своем распоряжении как можно большее количество информации до того, как мы начнем принимать решения относительно будущего организации и планов, направленных на достижение желаемых результатов. Единственным критерием правильности или неправильности ответов людей, собравшихся в комнате, является их способность реализовать существенные перемены в организации за короткий период времени.

Лидеры сообщают своим сотрудникам все, что им известно, — независимо от того, хорошие это новости или плохие, — в диалоге между взрослыми людьми.

Второе убеждение, которого мы придерживаемся в процессе передачи информации, состоит в следующем: мы управляем энергией собравшихся людей, убеждаясь, что во время данного модуля происходит своевременная смена видов деятельности, участников не вынуждают сидеть и слушать на протяжении долгих периодов времени, и люди сами отвечают за управление своим физическим состоянием.

В течение трех дней участники работают в командах нескольких типов. Некоторые задачи лучше выполнять в составе функциональных групп, тогда как для других больше подходит «максимально смешанная» организация участников, при которой группа собравшихся за каждым столом представляет собой микромодель всего предприятия.

Кроме того, группы столов «макс-микс» формируются таким образом, чтобы никто не сидел за одним столом со своим непосредственным начальником, что способствует свободному диалогу, являющемуся необходимым условием таких собраний.

Наконец, что наиболее важно, цель данного процесса в том, чтобы люди чувствовали себя уполномоченными решать различные вопросы.

Участники несут ответственность за помощь в работе своей собственной группы стола, за регистрацию результатов деятельности ее представителей на лекционных плакатах и объявление таких результатов всем остальным присутствующим.

Статус законности этим функциям придают конкретные указания, исходящие от консультантов, которые перемещаются между группами так, чтобы успеть помочь каждой их них. Действуя в соответствии с данным принципом передачи полномочий, мы с успехом применяли технологию стратегических перемен в реальном времени в организациях с весьма низким уровнем грамотности, предоставляя возможность смешанным группам столов во время некоторых модулей работать в команде, что требует умения читать или писать.

Все аспекты собраний структурированы таким образом, чтобы создать окружение, побуждающее участников оказать существенное влияние на свою судьбу — как в ходе самих собраний, так и по возвращении на рабочие места. Вы можете увидеть этот принцип в действии во время модуля «Вклад эксперта по контент-анализу», что иллюстрируют ответы на три вопроса, имеющих отношение к процессу разработки: 1. Что необходимо группе в целом для того, чтобы обладать достаточным количеством информации для принятия обоснованных решений в отношении выработки стратегии?

2. Кто из присутствующих наиболее подходит на роль людей, которые могут предоставить всем остальным такие сведения?

3. В каком виде должен быть представлен этот материал, чтобы участники смогли понять его и применить при принятии решений в течение оставшегося времени встречи и по ее окончании? В совокупности эти три вопроса гарантируют, что участники не получат ненужных сведений, сохранят заинтересованность и будут чувствовать себя уполномоченными принимать решения на протяжении данного модуля.