Объединенный комитет по образованию святого Лаврентия-Льюиса (BOCES)

«В общих чертах, я думаю, можно сказать, что мы пытались сформировать сообщество на основе распространенной идеи о том, каково состояние образовательной системы и какой она должна быть в будущем, — объясняет Том Эллиотт, заместитель управляющего Объединенным комитетом по образованию святого Лаврентия-Льюиса (BOCES), обслуживающим восемнадцать сельских школьных округов северной части штата Нью-Йорк. — Традиционно мы рассматриваем учителей, отделы народного образования и иногда родителей в качестве людей, определяющих совокупность дошкольного и школьного образования. Тем не менее высшие учебные заведения, обычные граждане, работодатели и различные организации являются основными заинтересованными сторонами в том, как мы обучаем детей, и заказчиками наших образовательных услуг.

Мы собрали 450 человек для проведения двухдневной конференции, тема звучала так: «Совместная деятельность с целью построения светлого будущего». Каждый из восемнадцати школьных округов, за которые отвечает наша организация, прислал на конференцию свою группу работников, представляющую его микрокосм.

Состав всех команд были подобран идеально — в них одновременно входили люди, работающие в официальной школьной системе и вне ее, причем в равном соотношении.

Мы хотели добиться проявления чувства неудовлетворенности сложившимся положением вещей, поэтому в ходе реализации нашей повестки дня выслушали мнения различных заинтересованных сторон.

Кроме того, перед нами стояла очень четкая цель — построить взаимоотношения партнерства между различными группами — то, чего никогда не было раньше. Например, сформировать отношения между представителями малого бизнеса и учителями, так чтобы можно было учить детей вещам, которые будут им полезны, когда они пойдут работать в компанию одного из этих людей после окончания школы.

Поскольку сфера влияния нашего комитета распространяется на тысячи квадратных миль, которые мало заселены, нам необходимо было привлечь на свою сторону людей, занимающихся мелким надомным производством, чтобы обеспечить занятость достаточного количества работников.

Эти люди являются нашими заинтересованными сторонами. Нам нужно было, чтобы их мнения были представлены на нашей конференции, поскольку мы смотрели в будущее и принимали решения относительно той образовательной системы, которую хотели сформировать, и ее целей.

Я особенно хорошо помню одну группу заинтересованных лиц, открывшую глаза многим людям на то, насколько существенные перемены нам необходимо было осуществить в будущем. Одной из представительниц этой группы была недавняя выпускница колледжа, типичный продукт нашей школьной системы.

Она говорила ясно и убедительно о том, что из ее школьного опыта не пригодилось ей в жизни, и это была одна из историй нашего успеха.

Теперь она анализирует программы для выпускников и говорит нам, что школьная система оказалась неудачной для нее! Если эта система не научила тех, кого мы считаем успешными, то стоит сесть поудобнее и подумать, кому она помогает. Один владелец малого предприятия из другой группы перечислял, какие факторы он учитывает при приеме сотрудников к себе на работу, и ни одно из требований не совпало со списком базовых умений, которым мы обучаем в настоящее время.

Он сказал нам, что ему нужны честность, прямота, достойный труд за достойную оплату, способность удовлетворить потребности его клиентов, умение продуктивно общаться с сотрудниками и способность продумывать свои действия наперед и решать маленькие проблемы, пока они не превратились в большие. Наша школьная программа очень мало способствует развитию таких качеств или вообще оставляет их без внимания.

Выступление этого бизнесмена как будто пробудило людей, когда они услышали, что мы не удовлетворяем потребности большинства учеников и нанимателей, на которых они будут работать.

На основе полученной в ходе собрания информации группа каждого школьного округа вырабатывает свой собственный план действий. В качестве мероприятия, следующего за проведением конференции, было учреждено Севернее подразделение комитета перемен с целью оповещения широкой общественности о возможностях программы, призванных способствовать внедрению изменений.

Деятельность этого комитета основана на поддержании энтузиазма людей в каждом из округов. Одна из реализуемых программ — Институт лидерства св. Лаврентия — проект, в рамках которого проводится обучение руководителей с целью подготовки жителей сообщества к роли руководителей в округе святого Лаврентия — например, в качестве членов правления библиотек и больниц.

С учетом традиционного подхода все это, по сути, не наше дело. Тем не менее если проанализировать нашу роль в более широком контексте, это именно то, что необходимо, и в чем мы достаточно компетентны.

Кроме того, мы проводим тренинги по выработке навыков общения, развитию умения слушать и улаживать конфликты, так чтобы родители, учителя и ученики могли более эффективно работать вместе над созданием планов их дальнейшей деятельности.

Наша организация также предлагает округам помощь в проведении собраний местного масштаба согласно модели разработанного нами регионального собрания, чтобы они могли привлекать больше людей к реализации запланированных перемен и обеспечивать необходимую поддержку по возвращении на рабочие места. Законодательные органы штата Нью-Йорк издали закон, дающий право на участие в процессе принятия решений в школах всем заинтересованным сторонам, о которых говорилось выше.

Мы уже начали выполнять требования этого постановления, организовав проведение собраний больших групп, и нашу работу нельзя считать поверхностной. Возможно, наше участие оказалось менее серьезным, даже несмотря на то, что мы хотели привлечь к своей деятельности большое количество людей.

Причиной могло стать хотя бы то, что мы не знали, как задействовать их в этом процессе.

С точки зрения формирования сообщества, одно из значительных преимуществ этого подхода состоит в том, что он позволяет передать искреннее приглашение к сотрудничеству очень большой аудитории одновременно.

В результате того, что они услышали на собраниях, представители регионального подразделения министерства труда штата призвали нас ходатайствовать о том, чтобы тестирование учащихся на профессиональную пригодность проводилось по-другому. Они начали менять свой стиль мышления после того, как услышали мнения заинтересованных сторон.

Проведя вместе всего лишь два дня, люди из этой разнородной группы поразились, насколько у них много общего. Мы обнаружили немало совпадений в работе системы социального обеспечения учащихся и учреждений, имеющих дело с семьями, и они тоже начали совместную работу над несколькими проектами.

Мы никак не могли ожидать, что достигнем таких эффективных результатов после проведения всего лишь одного собрания.

Поскольку у нас выработалась новая система понятий о роли, которую должно играть образование в наших сообществах, все достижения вписываются в круг деятельности организации. Нам еще предстоит немало работы, но мы запустили процесс перемен, и множество людей на местном уровне с энтузиазмом внедряют их».